Банковская сфера должна учитывать тенденции развития цифровых технологий, что вызвано как внешними регуляторными факторами, так и внутренними интересами. О том, как прогресс меняет финансовый рынок, в интервью AI Conference рассказал Роман Давыдов – инвестиционный банкир, основатель и руководитель SKOLKOVO Private Banking & Wealth Management Club.

Интервьюер: AI Conference (AI)
Респондент: Роман Давыдов (Р. Д.)

AI: Роман, цифровизация банковской сферы – вынужденный или естественный процесс?

Р. Д: Применение цифровых технологий в эпоху Индустрии 4.0 неизбежно, особенно в банковской сфере.

На это влияют как внешние обстоятельства (например, регуляторные), так и общая цифровая трансформация классического банковского бизнеса. Так, электронный формат международного обмена налоговой информацией по единым стандартам CRS в целях борьбы с искусственным переводом налогооблагаемой прибыли в безналоговую или низконалоговую юрисдикцию – по сути, пример диджитализации на межгосударственном уровне.

Если говорить локально, то, например, для преобразования управления рисками автоматизируются стандартные процедуры. Человеку остаётся лишь контролировать функционирование системы, но важнейшие этапы обязательно проходят ручную верификацию специалиста.

Также цифровизация во многих случаях улучшает сервис и открывает доступ к новому сегменту клиентов (например, миллениалов), снижает издержки, модернизирует тайм-менеджмент и повышает производительность.


AI: Как следует менять стратегию управления банком в условиях цифрового прогресса?

Р. Д: Безусловно, стратегия должна учитывать тенденции всеобщей цифровизации.

Сегодня банкам приходится работать в условиях нестабильности и жёсткой конкуренции. Это заставляет их искать новые пути развития бизнеса, при этом традиционно решая задачи минимизации рисков и повышения доходности от операций.

Принятие решений в условиях нестабильной ситуации, сложившейся на рынке, – непростая задача. Подавляющее число банков предлагают рынку схожие продукты и услуги практически по одинаковой стоимости.

Но помимо дополнительных рисков, конкуренция и нестабильность рынка дают банкам и дополнительные возможности.

Им нужно создать решение, которое учитывало бы совокупное влияние многочисленных факторов (риск, доходность, регуляторные ограничения). Оно может быть технологически сложным. Возникает необходимость создания value innovation, а также разработки инновационных продуктов и их продвижения. При этом нужно по-прежнему учитывать жёсткую конкуренцию и обязательно сфокусироваться на увеличении потребительских свойств продукта или услуги для клиента.


AI: В чём преимущество искусственного интеллекта для сотрудников банка, а в чём – для клиентов?

Р. Д: Чтобы ответить на этот вопрос, приведу пример. В прошлом году одна зарубежная компания представила прототип мобильного приложения для управления финансовыми активами. Он позволял выстраивать и управлять финансовым портфелем в 3D-среде, если поместить смартфон в VR-очки.

По мнению разработчиков, если применить искусственный интеллект, то этот процесс станет более интеллектуальным. Цель разработки – автоматизация процессов и высвобождение свободного времени консультантов, чтобы предоставлять клиентам услуги с добавленной стоимостью. Это, в свою очередь, повышает эффективность сотрудников и снижает эксплуатационные расходы.

Если говорить в общем, то для конечных потребителей применение искусственного интеллекта позволит осуществить более персонализированное предложение через непрерывный процесс обучения (основанный на больших данных) с учетом изменяющихся потребностей клиентов.


AI: Удалось ли полностью оцифровать какие-либо банковские операции или направления? Приведите примеры.

Р. Д: Если говорить о новаторстве, то предыдущий случай показывает, что большинство преобразований направлено на пользовательские интерфейсы. В этом плане много внимания уделяется VR- и AR-технологиям. Финансовый мир и его ведущие игроки активно присматриваются к их применению.

Если говорить о клиентском предложении (например, для масс-маркета), то это пока в основном мобильные приложения и сервисы. Они вовлекают больше участников и упрощают доступ к финансовым рынкам и банковским услугам.

При построении стратегии не стоит забывать о тех же регуляторных изменениях – например, о новых нормах регламента защиты персональных данных в ЕС – General Data Privacy Regulations (GDPR). Они вступают в силу в этом году и будут применяться ко всем игрокам европейского рынка. При этом не важно, где находится ваша компания – если вы обрабатываете и храните данные, относящиеся к резидентам ЕС, то на вас распространяется их действие. Многие банки и компании рассматривают социальные медиа как новый канал по работе с целевой аудиторией и привлечению целевых клиентов, поэтому должны обратить пристальное внимание на новый регламент GDPR.


Более детально о синергии умных технологий и банковской отрасли можно будет узнать 19 апреля на AI Conference.

Купить билет ►►►