Легковые машины будущего обойдутся без водителя: они будут сами планировать маршрут и безопасно ездить с учетом светофоров, дорожных знаков и ситуаций на дорогах. Все это станет возможным благодаря искусственному интеллекту и сложной системе датчиков и камер. Пока беспилотные автомобили еще не выехали на улицы городов, но их прототипы уже разрабатываются и испытываются.

Умный автомобиль — что это?

Что такое искусственный интеллект применительно к автомобилю? Это инструмент, который может выполнять определенную функцию вместо человека. Подразумевается, что эта функция требует обработки информации на входе и действий или решений на выходе, — так объясняет суть искусственного интеллекта для автомобилей Михаил Биленко, глава управления машинного интеллекта и исследований «Яндекса». По его мнению, круиз-контроль — это тоже пример искусственного интеллекта, хотя и примитивного.

Еще один пример ИИ — голосовой помощник, который встраивают в бортовые компьютеры современных авто. Он распознает речь водителя и может сообщить прогноз погоды, найти информацию в Интернете или включить музыку.

Но это лишь первые шаги. А в полностью автономном автомобиле ИИ должен контролировать абсолютно все.

AI Conference: Kak «vidyat» i obuchayutsya bespilotnyie avtomobili? Iskusstvennyiy intellekt dlya transporta

Искусственный интеллект и его «органы чувств»

Скорость авто, работа его систем, объекты ландшафта, автомобили и другие транспортные средства, пешеходы, дорожные знаки, светофоры — информация об этом накапливается и обрабатывается в центральном процессоре. Чтобы ее собирать, используются различные устройства:

  • камеры;
  • сенсоры GPS;
  • лидары (лазерные радары);
  • стандартные радары;
  • датчики движения и скорости.

Информация загружается в компьютерный «мозг» — многоуровневую сеть электронных нейронов, и затем компьютер принимает решение на основании заложенных в него алгоритмов. Он движется с той скоростью и приоритетом, которые предписывают ему правила, знаки, светофоры и дорожная разметка; пропускает пешеходов и держит безопасную дистанцию с другими автомобилями.

Будущее, которое создается сейчас

Автомобили-беспилотники уже есть, и это не фантастика. Их разрабатывают и тестируют различные компании, включая Google и NVIDIA.

  • Google представила автономный автомобиль в 2010 году. Он «видит» дорогу с помощью двух камер на крыше.
  • AUDI TTS, или Audi Shelley, представлен летом 2012 года. Это гоночный беспилотный автомобиль. Чтобы обучить ИИ, который им управляет, инженеры собирали данные реальных гонщиков.
  • Концерн Volvo выпустил около сотни беспилотных автомобилей, чтобы испытать их вместе в реальных дорожных условиях.
  • Nissan создала беспилотник на базе электромобиля NissanLeaf.
  • General Motors выпустила беспилотный Cadillac SRX. Машина, оснащенная всевозможными датчиками, проехала тестовый отрезок пути по дорогам Мичигана.

У прототипов беспилотных авто есть проблемы, которые пока сложно решить. Это способность реагировать на неожиданности (например, на внезапно выскочивших на дорогу пешеходов) и ориентироваться в сложных условиях: во время дождя и снега, на дорожном полотне с ямами. Чтобы в этих ситуациях автомобиль вел себя адекватно, необходимо усовершенствовать датчики и создавать более сложные модели ИИ, способные обрабатывать информацию в несколько раз быстрее.